"Мы развиваем культуру предпринимательства,
основанную на традиционных российских ценностях,
осуществляя вклад в духовное возрождение России"
Сайт липецкого регионального отделения проекта "ОПОРА-Созидание"

Этично ли быть православным предпринимателем?

Версия для печати


В конце сентября в Сретенской семинарии Москвы состоялся круглый стол «Бизнес-этика и православное христианство», организованный Комитетом «ОПОРЫ РОССИИ» по международным связям, «ОПОРОЙ-Созидание» и руководством Сретенского монастыря. За круглым столом собрались российские предприниматели и представители духовенства Русской Православной Церкви, чтобы обсудить роль Церкви в вопросах формирования новой бизнес-этики и положительного образа российского предпринимателя.

На мероприятие в центр Москвы прибыли российские предприниматели, представители общественной организации «ОПОРА РОССИИ», топ-менеджеры крупных компаний из разных городов. В нём также приняли участие член липецкого Клуба православных предпринимателей Николай Запсельский и председатель ЛРО «ОПОРА РОССИИ» Андрей Плотников.

Председателем круглого стола выступил ректор семинарии, наместник Сретенского монастыря архиепископ Верейский Амвросий. Встречу посвятили взаимодействию Церкви и предпринимателей. Организаторы мероприятия вывели на поверхность неудобные вопросы, которые уже долгое время фоном звучат как в церковной, так и в деловой среде.

За круглым столом говорили о том, как соотносятся Библия и предпринимательская деятельность, как сегодня взаимодействуют Церковь и бизнес, какова позиция христианства по отношению к предпринимателям. Участники обсудили опыт взаимодействия религии и бизнеса в других странах, поговорили об истории взаимодействия Церкви и бизнеса в дореволюционной России. Актуальными темами стали доверие и человечность в бизнесе, высшие цели бизнеса, влияние коммунизма в СССР на отношение Русской Церкви к предпринимательской деятельности. Вокруг каждой темы разворачивалась интересная дискуссия. Рефреном в словах спикеров звучали мысли об уровне культуры доверия в предпринимательстве, идеи о создании Кодекса бизнес-этики, христианской бизнес-этики и организации соответствующей платформы.

Модератором встречи выступил основоположник российской школы тайм-менеджмента, автор книг и бизнес-тренер Глеб Архангельский.

Поприветствовав участников круглого стола, модератор предоставил слово одному из инициаторов встречи — Вице-президенту «ОПОРЫ РОССИИ», председателю Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по международным связям Николаю Дунаеву. В своем вступительном слове Николай Ильгизарович рассказал о событиях, которые предшествовали встрече. Речь идет о круглом столе на февральском Российском инвестиционном форуме в Сочи. Отсутствие на этой дискуссии представителей РПЦ стало отправной точкой для подготовки соответствующей встречи с участием православного духовенства.

«Всё это наложилось на мой большой опыт международной работы, когда я видел, как религиозные, конфессиональные институты выступают проводником деловых интересов, арбитрами сложных вопросов для предпринимателей», — добавил спикер.

Другой инициатор встречи – Вице-президент Ассоциации «НП «ОПОРА», заместитель председателя Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по ценностно-ориентированному предпринимательству Владислав Жукович – задался вопросом о существовании баланса между коммерческими целями бизнеса и его моральной ответственностью перед обществом и партнерами.

«В обычной жизни, когда мы действуем как потребители, партнеры или поставщики, мы часто сталкиваемся с явлениями, которых просто не должно быть в предпринимательской деятельности. Если сейчас спросить среднестатистического предпринимателя: “Что является главным в бизнесе?”, то, наверное, каждый ответит: “Цель любой коммерческой деятельности – это извлечение прибыли”, то есть, по сути, зарабатывание денег. Но есть ли у этих денег какая-то цена? Любыми ли путями мы можем зарабатывать эти деньги, или есть какие-то красные линии, за которые мы не должны заходить? Здесь возникает серьезная почва для диалога», — сообщил Владислав Жукович.

По его словам, в современном бизнесе нет некоего общего знаменателя, определяющего, что хорошо, а что плохо.

«Нас обманывают при приобретении каких-то товаров, не соблюдают взятые на себя обязательства, нас подводят партнеры… соответственно встает вопрос: а это вообще нормально или нет?.. Существует ли понятие этики предпринимательства и нужно ли об этом говорить?», — заключил Владислав Жукович.

В то же время, Первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Азат Газизов отметил, что во многом, ситуация, вызывающая подобные вопросы, сложилась в силу реалий сегодняшнего дня.

«Мы живем в такое время, когда порядочность воспринимается как слабость. Конкурентное преимущество у того, кто не держит слово, нарушает обязательства. В царской России купеческое слово имело вес, потому что человек, нарушивший его, вычеркивался из круга предпринимателей, становился “нерукопожатным”. У него рушился бизнес. Крайне важно создать атмосферу неприятия двуличия и подлости, человек должен понимать, что из-за своих поступков он пострадает не только морально, но и материально», — заявил Азат Газизов.

Архиепископ Амвросий отвечая на вопрос об отношении христианства к предпринимательской деятельности, отметил, что Библия и Евангелие не осуждают ни предпринимательскую деятельность, ни богатство само по себе.

«Осуждается богатство, приобретенное нечестным путем, эгоистичное накопительство, сребролюбие. Богатому трудно войти в Царство потому, что у богатого больше возможностей и, соответственно, выше шанс ошибиться. Но богатство автоматически не делает человека сребролюбцем. И тем более не делает его таковым предпринимательская деятельность. Кроме того, богатство — это инструмент, ресурс, который приносит определенную власть, которую можно использовать как во благо, так и во зло», — рассказал архиепископ.

Кроме того, наместник Сретенского монастыря считает странным и несправедливым тот факт, что в нашем обществе слово «предприниматель» имеет скорее негативную окраску. В качестве возможных причин архиепископ назвал социалистическое прошлое нашей страны и последовавшие после него девяностые годы, а также отчасти с такими сферами бизнеса, которые действительно несут в наше общество только негатив, и отчасти – с неправильной интерпретацией верующими людьми священных текстов о богатстве.

«Очень хотелось бы, чтобы общество понимало, что во многом благодаря предпринимателям, вашей постоянной работе, креативности и трудолюбию, наше общество имеет доступ к большим благам: продовольственным, медицинским, образовательным, культурным. В Евангелии Господь говорит о предпринимательской деятельности, купечестве и инвестициях просто как о профессиях, хороших, достойных профессиях. Плюс ко всему сказанному, далеко не все задумываются о том, что предпринимательство — занятие творческое, проявление творческой, богоподобной стороны человека. Ведь, как известно, подобие Богу, заложенное в человека при сотворении, как раз заключается в способности к творчеству», — отметил архиепископ.

Кроме того, отец Амвросий озвучил вопрос, которым часто задается верующий предприниматель, — об этичном и неэтичном ведении дел. Где граница дозволенного в маркетинге, финансовой деятельности, в управлении людьми? Что позволительно, а что нет, с точки зрения Церкви, на голос которой всегда ориентировались представители всех сфер жизни тех стран, в которых культурно христианство является главным голосом совести? Кто определяет, что позволительно делать, а что нет? Что морально, а что аморально, что можно делать человеку, который считает себя христианином, а что — крайне непозволительно? И есть ли какие-то правила, предписания, рекомендации по ведению бизнеса для предпринимателя-христианина?

«Я часто слышу вопрос о том, почему, например, Церковь помогала и вдохновляла на предпринимательскую деятельность в дореволюционной России, почему вера помогает старообрядцам, протестантам, иудеям и мусульманам, а современные российские предприниматели не слышат от Русской Православной Церкви слова одобрения и поддержки в ведении своих дел? Русская Православная Церковь — самый крупный религиозный институт России, который всю историю страны оказывает мощное мировоззренческое влияние на общество. Опыт развития сильных экономических держав, например, США или Арабских Эмиратов, говорит о том, что позиция религии по отношению к экономике и предпринимательской деятельности может оказывать огромное влияние на развитие экономики. Так, на развитие американского общества повлияло христианское осмысление капитализма Адамом Смитом, иудейские сообщества развиваются благодаря четко прописанному отношению религии к бизнесу, общины староверов, среди которых множество купеческих фамилий Российской Империи, обязаны своим успехом своему религиозному фундаменту в ведении дел.

В заключение своей речи архиепископ Амвросий выразил надежду на то, что обсуждение выльется в регулярные дискуссии, и, возможно, «в некоторую институцию из представителей бизнеса разных религий», объединенных на площадке Сретенского монастыря. По словам Амвросия, «такая институция могла бы разработать и критерии, своего рода этические рекомендации к честному ведению бизнеса и помогать своим членам в сложных ситуациях, если такие возникнут». Также настоятель предложил обсудить, как совместными усилиями Церкви и предпринимательского сообщества можно сделать бизнес в России более честным и этичным, а имя предпринимателя – уважаемым.

Среди участников круглого стола развернулась дискуссия: нужна ли нам православная бизнес-этика? Что может помочь, когда законодательство бессильно перед аморальным предпринимательством? Спикеры выражали собственную позицию, приводили аргументы и контраргументы, предлагали пути решения. Николай Дунаев поделился опытом работы на международной площадке, в том числе с представителями других конфессий. Среди плюсов отношения ислама к предпринимательству Николай Ильгизарович отметил прописанное в Коране обязательство вести все сделки исключительно в письменном виде. Большой положительный опыт взаимодействия с предпринимательством спикер видит в деятельности различных монашеских орденов Католической Церкви. В Африке они основали около 400 школ, множество гимназий в Сирии и Турции, где выпускники становятся премьер-министрами.

Среди общих высказываний во время дискуссии упомянули Евангельский отрывок, который читался в храмах днем ранее. Это история о том, как ученики обратились ко Христу с вопросом: что делать с пятью тысячами голодных людей, собравшимися вокруг Господа в поле. Глеб Архангельский обратил внимание на обозначенную апостолами сумму денег, которую они имели. Она хоть и не огромна, но и весьма не мала для двенадцати скитальцев-проповедников. То есть, речь идет о некой кассе, о деловой ответственности, расчете, учете и планировании.

Однако другой спикер мероприятия, заведующий кафедрой богословия Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов в этом отрывке подчеркнул другую деталь:

«На самом деле, там ведь мощнейшая драма и мощнейший кризис. Сидит пять тысяч человек, ученики понимают, что они голодные, их никто не накормит, у них всего лишь две рыбки и пять каких-то жалких лепешек, они говорят: “Учитель, что делать? Проблема!” Вы не помните, что Христос им говорит? “Вы дайте им есть”. Христианство – это необычайно взрослая религия. Он не сказал им: “Успокойтесь, Я сейчас помолюсь, всё будет нормально”. Он сказал: “Вы дайте им есть”. Потом они идут с этой корзинкой, раздают, а лепешки не заканчиваются, можно продолжать раздавать… Понимаете, это переворот отношения человека к проблеме. Не ждите, что дядя или Господь Бог сделает то, что вы можете сделать. Начинайте делать в тех условиях и с теми ресурсами (явно недостаточными), которые у вас сейчас есть, делать то, что делать в принципе невозможно и бессмысленно. Но когда вы начнете это делать, произойдет чудо. И вы пятью этими жалкими хлебами и двумя рыбами накормите эту толпу людей. Так что вы дайте им есть».

Ожидается, что данная дискуссия и встречи такого формата, проводимые на регулярной основе, послужат фундаментом для дальнейшего взаимодействия представителей РПЦ и «ОПОРЫ РОССИИ», направленного на создание в стране новой бизнес-этики и формирования положительного образа российского предпринимателя.

Источник: http://opora-sozidanie.ru

 

<Сентябрь, 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728 
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031