Успехи дореволюционных предпринимателей России во времена, когда не существовало бизнес-литературы, тренингов и коучей, настолько впечатляющи, что остается только удивляться, насколько прозорливы и таланливы они были. Владимир Павлович Рябушинский, представитель знаменитой купеческой династии, в своих воспоминаниях «Купечество московское» выделяет основные качества предпринимателей XIX — начала XX вв.
Воля выражалась в выдержке, в убийственном хладнокровии при удаче и неудаче; «как будто все равно было, что наживать, что терять, а, конечно, было не все равно». Основатели семейного дела внушали детям, что непростые времена стоит просто переждать, показывали своим примером, что гнуть свою линию следует упорно и тягуче, несмотря на неудачи.
«На практике попробуйте даже только после пяти лет процветания заставить себя готовиться к плохим годам, и после пяти лет плохих дел верить в хорошие года и готовиться к ним, — пишет Владимир Рябушинский. — Только очень большим людям это доступно».
«Соображения симпатий и антипатий играют в выборе дела иногда большую роль, чем купец сам сознает, а иногда влечение и отталкивание бывают переплетены с принципиальностью. Так, отец нам заповедывал: ни за что не заводить спиртовых заводов, так как это связано с народным пьянством».
«Меня всегда поражала в[купцах]способность распознавать, часто вопреки видимости, каков корень учреждения, с которым им предлагали вступить в какие-либо деловые отношения».
«Свое фабричное дело мы любили и ценили. Родовые фабрики были для нас то же самое, что родовые замки для средневековых рыцарей».
«С детства нам внушали: «дело»; тут было нечто большее, чем нажива. Это говорилось так, как потом солдатом я слышал: «Служба Его Величества». И на ней и чины, и ордена, и выгода, но не в них суть для человека с совестью и пониманием».
«Это есть одно из преимуществ «хозяина». Он может смело ошибаться, никому не давая ни отчета, ни объяснений. Он смел, предприимчив, гибок, не должен оглядываться».
«Вот это отличительная черта русского рынка: покупатель требует хорошего качества, предпочитая, несмотря на свою бедность, платить за него дороже». «Дорого, но мило, — дешево да гнило». Этим Россия отличается от Востока, который часто уж очень беден и поэтому берет дрянную дешевку, и от Запада, который богат, но в некоторых своих частях до того мелочен и скуп, что тоже набрасывается на плохой товар, если цены его прельщают».
«У каждого молодца, кроме его дела, есть еще что-то, чем он занимается со страстью. Назовем это что-то «любительством». Иногда оно превращается в центр жизни и делает человека таким известным, что забывают о его деловитости. Наверное, редко кто теперь знает, что основатель Третьяковской картинной галереи Павел Михайлович Третьяков был известным фабрикантом, и что Третьяковы — одна из знаменитейших льняных династий в России».
Великие купцы становились великими благотворителями и меценатами. Дару «любви и милостыни служили богадельни, больницы, даровые столовые».